Вторник, 17.09.2019, 11:28
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №1

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 235
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История школы

МБОУ СОШ №1 г. Морозовска 128 лет.
 
За это время облик школы менялся много раз. Неизменным остается одно - заслуженный авторитет у жителей города, любовь выпускников и преподавателей школы. В настоящее время школа располагает 20 учебными кабинетами, 2 мастерскими, компьютерным классом, библиотекой с читальным залом, столовой, пунктом медицинского обслуживания. Ученики, имеющие творческий потенциал, могут реализовать его, участвуя в работе кружков: вокального, драматического, хореографического, краеведческого, туристического и др. и в спортивных секциях. Для организации досуга учеников в школе организуются походы на природу, в музеи, экскурсии в другие города. Гордостью нашего учебного заведения являются его выпускники. Более 80 % учащихся нашей школы ежегодно поступают в высшие учебные заведения. Наши выпускники писали новые страницы в историю развития предприятий нашего города и страны, но по - прежнему не теряют связей с родной школой.
 
Всего этого мы достигли благодаря прекрасному педагогическому коллективу, который отличает постоянное стремление к совершенствованию, высокий профессионализм, творческий подход к любимому делу, высокая культура, духовное богатство. Коллектив насчитывает 34 учителя. Из них 14 учителей- выпускники нашей школы. За заслуги в области образования 8 учителям присвоены звания "Отличник народного образования" и "Почетный работник общего образования".
Если ваш ребенок учится в школе №1, значит и вы и он точно знаете, каких положительных результатов желаете добиться. Значит вы стремитесь к стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
Первые шаги школы.

В 1864 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах», которое предусматривало
бессословный принцип приема учащихся «для утверждения в народе религиозных и нравственных понятий и распространения первоначальных полезных знаний.» В 1890 году на том месте, где сегодня стоит наша школьная мастерская, был дом из 3-х комнат. В 2-х занимались дети, а в третьей жил учитель. По приходу, который имело хуторское правление, содержали учителя, отапливали и ремонтировали помещение, поэтому школа называлась приходской. Это было 2-х классное училище. Нелегко было рядовому казаку или крестьянину выучить детей. Народ, скудностью отягощенный, хотя и не давали возможности получить образование. Занятия обычно начинались поздней осенью, когда все сельскохозяйственные работы заканчивались. Пропуски занятий учениками были частыми явлениями, так как родители заставляли пасти овец, коз, телят, гусей до выпадения снега. Девочки обычно были нянями своих младших сестер и братьев, а мальчики помогали отцам по хозяйству. 
Первым учителем был Донсков Платон Андросович.
  Он не имел специального образования и обучал детей чтению, письму, счету по книге для чтения Пчелко и азбуке-букварю. Мальчики и девочки обучались раздельно. Они, что запоминали на уроке, тем и ограничивались. По бедности многие дети не могли приобрести учебников, которые по дороговизне были совершенно недоступные ученикам. Остро вставал вопрос о книжной торговле. Даже в столице Войска Донского - в Новочеркасске «К стыду нашему,- писал один литератор,- нет ни одной книжной лавки. Купить книгу решительно негде». Только перед первой мировой войной стали образовываться книжные базары. Но капиталистические отношения бурно врывались в патриархальный быт хуторов. Общество наиболее богатого хутора Любимова решило за счет казны правления построить школу в районе мастерских заводчика Попова. Местные богатеи нуждались в грамотных приказчиках, писарях и
 хотели закрепить в наследство свои торгово-промышленные предприятия, поэтому они проявляли особую активность. Они просили открыть гимназию, но наказной атаман, следуя циркуляру царского правительства, не разрешил. В 1912 году было построено большое деревянное здание 2-х классного училища с парадным входом на улицу. ( В этом же году здание было обложено кирпичом). Обучение стало совместным: мальчиков и девочек. Заведующий школой был Ефремов Петр Варсонофьевич, первая учительница 2-х классного училища Побежимова Ксения Ивановна. Царское правительство очень обеспокоилось о воспитании детей в духе преданности трону, уважения к религии. Поэтому главным лицом в училище был отец Николай, преподававший Закон Божий. Он был очень строг к ученикам: «Чуть что неправильно сказал в молитве, или не выучил её,- вспоминает один из первых учеников нашей школы Федор Филиппович Фролов, (закончивший её в 1915 году и работавший бухгалтером райбольницы) – хватал за ухо и давал трепки». Занятия проводились одновременно с двумя классами. 
Всего обучались 60-70 детей с хуторов Любимова, Басова, Морозова. Вместе с Фроловым учился Моисеев Яков – будущий летчик – испытатель, Евсеев и другие.Тишина в классе была такая, что 
слышался шорох переворачиваемых страниц. Дети читали самостоятельно, писали по грамматике, устно решали задачи. Познав азбуку, научившись расписываться и вести счет, о дальнейшем обучении большинству детей нечего было и думать. « Я сдал экзамен в Илженское высшее училище, -вспоминает Фролов Ф.Ф. – но с половины учебного года в 1916 году учение пришлось оставить. Старшие братья были мобилизованы на войну, и надо было их полностью экипировать: справить коня, седло, сбрую, шапку, шинель, сапоги. За учебу тоже надо платить…» (Илженское училище называлось по имени города Илжен(Белоруссия), которое было эвакуировано во время Первой Мировой войны в Морозовскую и размещено в здании станичного правления. Это было училище с коммерческими классами. Директором училища стал Зеленский Христофор Алексеевич – член РСДРП (б), большевик, активный участник революционного движения в Морозовской. В 1918 году он был избран председателем Окрисполкома). В годы революции школа переживала тяжелые потрясения и нормальная учеба началась только в 1920.
 
Школа после революции.
 Советская власть решила сделать образование, науку, культуру достоянием всего народа. Культурным строительством ведал Народный Комиссариат просвещения. На руководящую работу в Наркомпрос партия направила своих видных деятелей – А.В. Луначарского, Н.К. Крупскую. Большое внимание уделялось народному образованию, борьбе с неграмотностью. «В стране безграмотной, - говорил Ленин, - построить коммунистическое общество нельзя». А в России более 2/3населения было неграмотным. Было опубликовано Обращение Наркомпроса, в котором он провозгласил задачу: в кратчайший срок добиться всеобщей грамотности населения путем введения обязательного бесплатного обучения. Пролетарское государство ввело совместное обучение мальчиков и девочек и создало единую трудовую советскую школу двух ступеней (вместо гимназий, реальных училищ, церковно-приходских и земских школ). У железной дороги богатый казак Беденко строит накгаузы для ссыпки зерна. Возникает необходимость в элеваторе. Нашлись и здесь энтузиасты, предприимчивые люди. Коннозаводчики Хлоповский и Петров закладывают погрузные площадки, строится элеватор(сейчас это один из крупнейших элеваторов области). На юг от станции Морозовской в строгой планировке строится станица со станичной площадью, атаманским правлением и церковью. Богатеи ставят двухэтажные дома, закладывают личные особняки. Рядом со станичным плацем строится коммерческое училище (сегодня в этом здании Дом детского творчества). В 1910 году Земельным Советом Войска Донского было внесено решение о присвоении станице наименования «Таубевская» в честь Войскового наказного атамана генерал-лейтенанта барона фон Таубе – немца. Сам он составил проект церкви, которая была построена к 1910 году и названа его именем. Церковь Таубевская, станица Таубевская… Эти немецкие имена были не по душе гражданам станицы, но по иронии судьбы они мирились с этим (жители станиц в насмешку называли их «фонами»). Когда же началась Первая мировая война, общество станицы 

приговором от 26 марта 1915 года возбудило ходатайство о переименовании станицы. Приказом Донскому Войску в 1917 году станица Таубевская 2-го Донского округа была переименована в станицу Морозовская (по имени станции Морозовской). Тогда в станице насчитывалось до 400 жителей. Она была в основном купеческой и жизнь общественную определяли именитые богатеи и местные духовные служители. Всего насчитывалось 4 церкви, при одной из которых имелась церковно-приходская школа (на месте, где сегодня здание производственного управления сельского хозяйства). После революции в школе появилось больше детей из бедных семей. «Конечно же, мы отличались от богатеев одеждой, наличием учебных принадлежностей, но стремление получать знания было и у тех, и у других. Школа в годы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Так охарактеризовал героику тех дней пролетарский поэт В.Маяковский. В нашей школе учились в это время Павел Волков, Николай Красиков, Евдокия Елисеева, Полина Муравьёва. Шесть тысяч новых заводов возводилось в стране, крестьянство перепахивало межи, росли колхозы. В стране строилось социалистическое общество. В 1925 году состоялся XIV съезд партии, взявший курс на индустриализацию страны, а через 2 года - XV съезд ВКП(б) – вошедший в историю под названием съезда коллективизации. Стране нужны были грамотные люди, нужны учителя. «Нам, нескольким учащимся средней школы им.Луначарского, которые хорошо учились, досрочно, без экзаменов сделали выпуск и направили в г.Шахты на трёхмесячные педагогические курсы, - вспоминает Евдокия Ивановна Елисеева, - Я успешно их окончила и была направлена на работу в Подтелковский сельский совет. Мне дали первый и третий классы. Я очень любила детей, старалась воспитать их в духе преданности делу социализма…». Именно в 30-е годы движение за всеобщую грамотность достигло большого размаха. Учились и малые и старые. Теперь, вспоминая первую пятилетку, мы говорим: «В ту пору страна покрылась лесами новостроек. Но,именно тогда вся страна от мала до велика села за книги». К 1933 году было осуществлено всеобщее начальное четырехклассное обучение, а к 1934 году было введено семилетнее образование в городах. Заведующим Морозовским районным отделом образования в те годы был Барышников И.Н. В целях укрепления школы педагогическими кадрами, он приглашает опытного учителя русского языка и литературы Кудряшова Владимира Дмитриевича на должность директора нашей школы. В течение 7 лет руководил школой этот опытный педагог, а в 1941 году первым уходит на фронт. В 1931-32 годах учились в школе Буров Конкордий Павлович, работавший впоследствии завпроизводством СПТУ №8 г.Морозовска, Беденко Герман Константинович, Костенко, ставшая впоследствии учительницей, Семилетова Оля, Курочкина Людмила. «В то время надо было научить крестьян вести сельскохозяйственное производство на уровне высокой агротехнической культуры – вспоминает Буров К.П. – Поэтому у нас при школе был создан учебно-опытный участок. Я был заведующим. Учительница биологии Наталья Алексеевна Базарная была настоящим энтузиастом. Весь участок был разбит на делянки по 25,00 м квадратных каждая. Мы проводили опыты по выращиванию риса, хлопка, ячменя и др. культур. Именно школа заложила во мне интерес к сельскохозяйственному производству. С тех пор моя жизнь связана с ним». Вплоть до конца 80-х годов у школы был свой учебно-опытный участок. Долгие годы учитель биологии Моложавенко Александра Васильевна выращивала вместе с детьми овощи. Почти всю зиму, учащиеся школы ели салаты из выращенных собственными руками капусты, лука, моркови. Из воспоминаний Моложавенко А.В., которая в 30-годы сама была ученицей Луначарки: «Учиться хотелось очень, были мелкие шалости, но как-то бережно относились друг к другу. Класс был многонациональный: русские, армяне, казахи, евреи, да мы просто не задумывались об этом. Достаток примерно у всех одинаковый, делить нечего. Вместе делили радость и горе». А горе вскоре пришло общее, в каждый дом, в каждую советскую семью. На пороге были грозные 40-е.
 
Луначарцы во время войны.
 Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не вернулись. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных кремационных печей, на суше и на дне нескольких морей. Везде. Сегодня говорят, что не осталось больше тайн, и мы знаем о войне всё. Но откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной – «Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой никуда не деться, когда из-под вороха аляповато-пёстрых современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной нечёткой фотокарточки, где стоят рядом погибшие тогда и умершие совсем недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир и мир, оставшийся там, в сороковых? Нет, последнее слово о той войне не сказано. 1941 год… Год страшный и трагический для нашей страны. Начало Великой Отечественной войны. Войны, которая унесла миллионы человеческих жизней советских граждан, которая изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод»… Нет семьи у нас в России, кого не коснулась бы эта страшная беда – война. Чёрным крылом коснулась она и нашего края. 4 июля 1941 года в газете « Правда» выступил Михаил Александрович Шолохов. Он рассказал, как труженики станиц и хуторов Дона встретили известие о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. Призыв « Всё для фронта, всё для победы!» нашёл живой отклик у трудящихся Морозовского района. Митинги прошли в паровозном депо, на ремзаводе, на элеваторе, во всех колхозах. На Северный Кавказ рвался враг. В августе 1941 года в небе Морозовска появились фашистские самолёты. Осенью 1941 года из города началась эвакуация на ремзаводе и других предприятиях города. 7 ноября 1941 года на площади состоялись торжественные проводы ополченцев на фронт. Из нашей школы, в числе других, уходили на фронт учителя и ученики. Первым подал заявление о зачислении в народное ополчение здиректор школы Владимир Дмитриевич Кудряшов. Он был назначен заведующим делопроизводством Морозовского ополчения. Записались сюда и ученики школы – Андрей Хомутов, Николай Вышкварцев, а также, сын известного партизана времён гражданской войны Никифора Семёновича Нужнова – Георгий Нужнов. Он погиб в бою у х.Совдары Краснодарского края 2 августа 1942 года. Похоронили Георгия на берегу реки Еи. Именем Георгия Нужнова назван переулок в х.Совдары. Перед самой войной по окончании Ростовского Государственного университета был направлен в нашу школу учителем А.И.Солженицын, но сразу же был призван на фронт. Да, многие «луначарцы» защищали Родину, многие не вернулись с полей сражений. Среди них Павел Калиниченко, призванный в ряды Красной Армии в 1941 году. В1943 году ему было присвоено звание – лейтенант. Павла направили на Третий Украинский фронт. В сентябре командир взвода Калиниченко за умелое обеспечение связью боевых действий подразделений фронта был награждён медалью «За боевые заслуги». Последнее письмо Павел отправил 3 ноября перед наступлением. Вскоре пришла похоронка: «Командир взвода связи 227 гвардейского стрелкового полка 79 гвардейской дивизии лейтенант Калиниченко Павел Евдокимович погиб 3 ноября 1943 года и похоронен в с.Михайловка Солонянского района Днепропетровской области». Сегодня прах двадцатилетнего лейтенанта покоится в братской могиле с. Кринички того же района. Михаил Васильевич Диденко – выпускник школы №1 тоже не вернулся с войны. Долгое время его брат Владимир Васильевич Диденко ,бывший директор школы №3 им.Макаренко ,искал его могилу. Наконец ,в 1985 году он выехал в г.Вилкавышкис (Литва). На братском кладбище советских воинов Владимир Васильевич нашёл могилу брата Михаила. Михаил Васильевич Диденко в 1941 году окончил ускоренный курс военного училища и мл. лейтенантом был отправлен командовать артвзводом под Москву. 1944 год встречал уже на литовской земле. В одном из боёв за деревню Бацяново Вилкавышского района его батарея стояла насмерть. Но фашистский танк из - за укрытия навалился всей тяжестью на расчёт. Это случилось 15 августа 1944 года. Не вернулись домой многие… Среди них: Веташнов Алексей Фомич. Лейтенант погиб в Московской области. Высоцкий Андрей Тихонович. Лейтенант. Погиб в Калининской области, ст.Карабановской. Тихонов Фёдор Фёдорович. Майор. Окончил школу в 1939 году. Умер от ран в госпитале. Маркосян Аркадий Петрович. Окончил школу в 1938 году. Старший сержант. Погиб в Риге в 1941 году. Калмыков Борис Павлович. Погиб в конце войны в Восточной Пруссии. Был в школе лучшим певцом. Вегера Иван Кузьмич. Окончил школу в 1939 году, военное училище в 1941. Лейтенант. Погиб под Мариуполем в 1941 году. Тельнов Фёдор Фёдорович. Окончил школу в 1939 году,был редактором школьной газеты. Поступил в Качинское авиационное училище, в 1941 году ушёл на фронт. Умер от ран в госпитале, в Уфе в этом же 1941 году. Бондарев Василий Дмитриевич. Окончил школу в 1939 году. Служил в 4-ой Казачьей дивизии. Погиб в 1943 году. Кононенко Николай Алексеевич. Окончил школу в 1940 году. Лейтенант. погиб в июле 1943 года. Конечно, это далеко не весь список «луначарцев», которые ушли на войну и не вернулись… Работа по восстановлению их имён ведётся, ведь увековечивание памяти героев – святое дело. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить… Семья Пасько 1919 год. В молодой семье Пасько родился первенец. Семён Петрович и Надежда Ивановна назвали его Дмитрием. В те годы семьи были многочисленными, и в этой семье в 1922 году родился ещё один сын – Николай. «Мои казачата»,- ласково называл их отец. Мать, Надежда Ивановна говорила: « Есть казаки, а надо бы и дочку, помощницу в дом». И в 1923 году родила дочь Нину. Затем, в 1926 родилась Мария, а в 1927 – сын Пётр, в 1930 –Владимир. Младшенькая – Людмила появилась на свет в 1938 году. Благодаря её воспоминаниям мы можем рассказать о судьбе её семьи. Все дети Пасько учились в нашей школе. Жили они в то время по ул.Ленина,196. До школы рукой подать. После школы Дмитрий отслужил в армии, вернулся в родной город, в 1940 году был принят на работу в Госбанк инкассатором. На Дмитрия легли заботы о семье, так как в 1940 году умер отец, а Дима был старшим. В 1939 году окончил школу Николай. После смерти отца, он тоже идёт работать в банк секретарём. Оба брата мечтали учиться дальше. Но война помешала осуществлению планов. Летом 1941 года оба брата уходят на фронт… Вся семья рыдала, провожая их. Мать, Надежда Ивановна, горько причитала, прощаясь со своими мальчиками. «Я их больше не увижу», - шептала она. И была, к несчастью права. «Всем нам очень не хватало наших старшеньких. Они всю заботу о семье брали на себя», - вспоминает сквозь слёзы Людмила Семёновна. А Дмитрий и Николай, уходя шутили. Говорили, что приедут морозовчане, дадут немцу по шапке, и домой… Вернутся в родной город, будут учиться, работать, женятся на хороших девушках… Но они не вернулись… 1943 году Надежда Ивановна получила похоронку на Николая. Вней сообщалось, что гвардии рядовой Пасько Николай Семёнович был ранен в бою, проявив мужество и отвагу. Скончался в госпитале. Похоронен в Краснодарском крае, ст. Крымской (ныне г.Крымск). В семейном альбоме хранится фото Николая и его письмо с фронта, залитое слезами матери. В письме шутливые строки, которые должны были успокоить мать, но, опалённое войной, оно несёт в себе всю тяжесть того времени. Чуть позднее приходит похоронка на Дмитрия. Погиб в1943 году в Севастополе. В своём письме родным (к сожалению, письма Дмитрия не сохранились) он писал, что в жизни каждого поколения наступает тот час, когда оно должно взять на себя ответственность за Родину. Он искренне верил в то, что враг будет разбит, все мальчишки вернутся домой. Да, они очень хотели вернуться в тёплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза матерей. Очень хотели…, но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу. Узнав о гибели Дмитрия, уходит на фронт старшая дочь Нина. Не остановили её горькие слёзы матери. «Я отомщу за смерть братьев. Фашистам нет места на нашей земле. Я вернусь!»,- успокаивала Надежду Ивановну дочь. Она дошла до Берлина, там и встретила победу. Домой вернулась летом в1945году. Умерла в 2002 году. Надежда Ивановна всю жизнь горевала о своих сыновьях. «Самое страшное в жизни горе – это терять своих детей», - говорила она, и глаза её наполнялись слезами. Последние годы жизни Надежда Ивановна провела в окружении любящих детей и внуков. Умерла в 1988 году. Память о братьях, погибших на войне, хранит их сестра, Людмила Семёновна, самая младшая дочь Семёна Петровича и Надежды Ивановны. На Южном кладбище нашего города есть братская могила, о которой мало кто слышал. А в ней лежат шесть героев, которые совершили свой подвиг уже после Победы, летом сорок пятого года. Отступая из города, фашисты оставили на окрестных полях десятки тысяч мин. Сотни гектаров пустовали: невозможно было пахать и сеять, не рискуя жизнью. Стране, фронту нужен был хлеб, но заминированные поля несли людям не жизнь, а смерть. И тогда военкомат обязал сапёра Сергея Петровича Жиренко, вернувшегося с фронта по ранению, организовать разминирование. Один в поле не воин, сапёру нужны были помощники. Помог райком комсомола. Так была создана сапёрная группа из ребят 16-17 лет. Обучал их Жиренко. Метр за метром прощупывали землю, обезвреживали и уничтожали мины, снаряды, бомбы. Работа была трудная и опасная. Ведь каждая встреча с миной – это встреча со смертью с глазу на глаз. Сапёр не имел права на ошибку, на невнимательность. Они трудились так целый год. И всё-таки не уберегли себя… Их было шестеро. Сергей Петрович Жиренко и пятеро юношей комсомольцев… Это Володя Беляевский (ученик средней школы №2) и четверо «луначарцев» - Иван Крайниченко, Николай Шевелев, Василий Устинов, Митя Носенко. В полдень 2 августа 1945 года ребят подвела мина неизвестной конструкции. От детонации взорвался целый штабель уже обезвреженных мин. Это был последний взрыв в округе Морозовска. Сапёров хоронил весь город с воинскими почестями, как и подобало прощаться с солдатами.
 В 80-е годы восьмиклассники нашей школы под руководством Зои Дмитриевны Вовк на свои заработанные деньги купили и установили на братской могиле памятник. Сегодня за могилой ухаживают ребята 8-б класса, классный руководитель Грибенникова Ирина Николаевна. У времени есть своя память – история. Мы – хранители этой памяти, хранители истории. Последнее время много разговоров о возрождении патриотического воспитания молодёжи, о национальной идее России. Научить любить Родину нельзя, это должно войти в человека с молоком матери. Родина – это Россия, родной город, посёлок, школа… Собирая материал о «луначарцах», погибших во время войны, мы поняли, насколько это важно нам, живущим в мирное время. Прав был поэт: «Это нужно не мёртвым, это нужно живым!» Мы не имеем права забыть 27 миллионов человек убитых, умерших от ран, погибших в плену. Из мужчин 1923 года рождения те, которым в 1941 году было по 18 лет, в живых к концу войны осталось 3 процента. Мы будем помнить, мы будем говорить об этом, чтобы никогда не повторился ужас на планете.
 Послевоенные годы Война закончилась. Начались годы восстановления, годы возвращения к мирной жизни.
 В 1946 году отремонтировали здание школы. Счастливые детские голоса вновь зазвучали в школьном дворе…
 
Воспоминания Инны Федоровны Фроловой, бывшей ученицы школы им.Луначарского (1946-1956г.г.)
 «Директором школы в то время был Владимир Николаевич Колесников. Моя любимая учительница - Мария Иосифовна Светличная, которая вела у нас русский язык в 5-7х классах. Ласковая, чуткая, внимательная, она покоряла нас своим обаянием. Первая учительница - Анна Григорьевна (подруга Марии Иосифовны). Ей самая искренняя благодарность за первые знания. Историю у нас вел Петр Васильевич Котельников. Он был строг и требователен, заставлял нас найти главную мысль, додуматься до сути дела. Был он сдержан, корректен, никогда не повышал голоса, и мы его побаивались даже за его немногословие. В 10-м классе 1955-56 уч. год к нам пришла новая учительница Каролина Ивановна Ивлиева. Эта женщина была влюблена в свой предмет – химию. Она научила нас решать задачи и мы начали понимать химию, а я решила поступать в медицинский. Вступительные экзамены в мединститут я выдержала благодаря Каролине Ивановне. 1954-55 уч. год. Директором стал Н.И. Шевченко. Интересные вечера. Классной руководительницей была Анна Николаевна Гаркавцева. Вела психологию русского языка и литературы. Я считаю тот год был самым интересным: активно готовились к смотрам художественной самодеятельности. Оркестром и хором нашим руководил Луковский Михаил. Затем он стал стоматологом железнодорожной больницы (ныне его сыновья – лучшие стоматологи города, тоже наши выпускники). Мы ждали этого дня и никто не обязывал нас являться ны хор. Мы готовили инсценировки по Островскому «Как закалялась сталь», вечера, доклады, монтажи, песни. В хоре активно участвовали 10-классники: Рычков Василий, Зосимов Леонид, Шауевский Геннадий, Жиленко Валя, Рима Синицына – мои одноклассники. Ватутина Неля, Любимова Нина, Пожанов Анатолий, Толоконников Олег, Комиссаров Иван - ребята из параллельного класса. Интересно, что из нашего выпуска многие ребята стали врачами. Работали в разных городах нашей необъятной страны. А вообще, луначарцы всегда стояли на страже здоровья трудящихся в городе Морозовске: Зосимов Л, Фирсина Г (Чайкина) – по сей день работает гинекологом в поликлинике, её дочь – офтальмолог , обе выпускницы Луначарки и золотые медалистки; Тихонов Алексей(действующий ныне офтальмолог), Чайкин Виктор, Буракова Валя. Любовь к природе привила нам Моложавенко Александра Васильевна, которая организовала работу на пришкольном участке. Мы вырастили чумизму и за опытническую работу были представлены на с/х выставку в г.Москву. Математику вел у нас Юдин Ф.Е. он еще преподавал физику, черчение, дал нам хорошую подготовку, основы иностранного языка заложила нам Нина Михайловна Федорова (англ. язык). Фаину Михайловну Украинцеву я знаю как активную общественницу. Она пела и плясала, вела комсомольскую и пионерскую работу. Я имела пионерское поручение председателя совета отряда с 5 по 7 кл. бессменным председателем дружины была Фирсина (Чайкина) Гета. Я любила кружки: хоровой, географический – вела Анна Андреевна, была географическая площадка (5-8кл.). О школе у меня остались самые теплые воспоминания. Искренняя благодарность учителям, давшим нам путевку в жизнь».

 
Из воспоминаний Светличной Марии Иосифовны (учительницы русского языка и литературы)
 Вся моя трудовая жизнь - педагогическая деятельность (30 с лишним лет) прошла только в одной школе – средней общеобразовательной школе №1 им. Луначарского. Здесь я училась в годы Великой Отечественной войны, ее я окончила в 1945г. Начала работать в 1947г. учительницей русского языка литературы. Школа для меня осталась чем-то светлым, дорогим… ведь не зря говорят: «Тяжелое забудется, хорошее останется…». Вспоминаются хорошие классы, дружные ребята, хорошие в учении, активные в труде… Конечно светлые воспоминания хороши, но все таки наш труд напряженный, каждодневный, ответственный, каждый день стопка тетрадей с диктантами, сочинениями, просто с домашними работами… Любила проверять сочинения: здесь самостоятельная мысль, здесь душа, сердце ученика… и сейчас помню сочинения Плахотниковой Н., Гончаровой Т., Дущенко А., Золотовской Г., Любимовой О., Рылова В., Диденко Н.. Приятно отметить некоторые мои выпускники избрали мой путь – стали учителями русского языка и литературы: Щелкун Т.Я., Сергеева Т.М., Гетманова Н., Диденко Н.».
 Мария Иосифовна принимала активное участие в жизни школы даже будучи на пенсии. Всегда откликалась на предложения прийти на школьные праздники, выступить перед учениками. В школьной библиотеке около 200 книг, которые передали школе дети Марии Иосифовны в 2003 году после её смерти.
 
Воспоминания бывшего директора СОШ№1 Шевченко Николая Ивановича (1955-1965г.г.)
 Главными задачами тех лет для меня, директора школы были: 1. Укрепление и расширение материальной базы школы; 2. Борьба за качество знаний учащихся; 3. Борьба аз сознательную дисциплину учащихся; 4. Устранение занятий в третью смену; 5. Вовлечение наибольшего числа учащихся в общественно-полезный труд. В 50-х годах материальная база школы была слабой. Занятия проводились в четырех зданиях. Первое (основное) здание имело пять классных комнат. Они существуют и в настоящее время. Три здания располагались отдельно. Они были там, где сейчас находится спортзал, мастерские. Одно из таких зданий сохранилось до сих пор (в нем располгались две квартиры учителей). В одной комнате жил пенсионер Кулиничев П.Г., а в другой - будущий директор школы Сухов В.М. три здания располагали по две классных комнаты площадью от 20 до 25 квадратных метра. Здания были очень низкими, вросшие в землю с плохой освещаемостью и печной системой отопления. Полы были чуть выше уровня земли. В этих зданиях занятия проводить было очень трудно. Между партами можно было пройти с большим трудом, т.к. между рядами парт расстояние было не больше 30-35 сантиметров. Расстояние от классной доски до первых парт равнялось 1-1,2 метра. Кроме двух смен детской школы во всех четырех зданиях в третью проходили занятия школы рабочей молодёжи. Поэтому первоочередной задачей было строительство школьного здания. Первоначально было дано денег на пристройку здания в четыре классных комнаты. В ходе работы было разрешено строить здание с 8-ю классными комнатами и двухэтажное. Строили хозяйственным способом с привлечением трудового участия родителей и учащихся. Их силами были вырыты траншеи под фундамент длинной 100 метров, шириной до 90 сантиметров и глубиной до 1,9 метра. Подвезено, разгружено и подано к месту работы 243000 штук кирпича. Большинство родителей и почти все учащиеся школы принимали участие в строительстве школьного здания. Со вступлением в строй первой пристройки, началось строительство второй пристройки. 1964г. школа приобрела современный вид. Было построено здание и для мастерских. Во второй половине 60-х годов и школа рабочей молодежи получила отдельное здание. Материальная база была создана. Учащиеся стали учиться в хороших материальных условиях. В 1954-1955 учебном году успевающих учащихся стало 97%. Если в 1954-1955 учебном году на «5» и «4» училось 160 учащихся из 619, то в 1964-1965 учебном году 362 учащихся из 970. с улучшением материальной базы улучшилась дисциплина учащихся, и значительно улучшилось качество знаний учащихся. В борьбе с проявлением недисциплинированности некоторых учащихся большую работу проводили: редколлегия и комитет школьной комсомольской организации, совет дружины, общешкольный родительский комитет и партийно-профсоюзные организации предприятий и учреждений. Часто на общешкольных комсомольских собраниях случались отчеты отдельных комсомольцев об их успеваемости и поведении. Школьная радио-газета сурово критиковала нерадивых в учебе и недисциплинированных учащихся (В школе до сих пор пользуются радиорубкой тех лет, причём, аппаратура ни разу не подвела). Большую роль в борьбе с недисциплинированностью некоторых комсомольцев играл «Комсомольский прожектор». Большой остротой и боевитостью отличался «Комсомольский прожектор», когда его редактором был Диденко Анатолий; он был школьным поэтом. Многие учащиеся участвовали в школьной художественной самодеятельности. Хор состоял из 60-80 человек. Школьный коллектив художественной самодеятельности давал платные концерты в летнем театре городского парка и в колхозах и совхозах района. Заработанные деньги расходовались на приобретение костюмов, музыкальных инструментов и строительство школьного здания. 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Design by dr.TRIZER © 2019
Сайт управляется системой uCoz