ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Учитель-логопед должен знать:
- Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ и местных органов управления образованием по вопросам образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Возрастную и специальную педагогику и психологию;
- Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;
- Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
- Программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- Новейшие достижения дефектологической науки;
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.
Так, в начале учебного года (первые две-три недели сентября) проводится стартовое логопедическое диагностирование поступивших в группу или продолжающих обучение воспитанников. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год.
При необходимости (на усмотрение логопеда) в январе, в течение одной, двух недель рекомендуют проводить промежуточное обследование (мониторинг) уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.
В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.
Итоговое обследование детей проводится в последние недели мая. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах воспитанников, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета.
Июнь – месяц является рабочим месяцем для логопеда. В этот период проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми-логопатами, где повторяется и закрепляется пройденный материал.
Современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы на активное использование групповых форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Систему логопедического воздействия дополняют индивидуальные занятия с логопедом, а также занятия в микрогруппах (2-3 ч.). В соответствии с видами занятий планируется циклограмма рабочего времени логопеда в течение рабочей недели. Также логопед составляет график работы, который утверждается руководителем учреждения.
Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, а также работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, дошкольных образовательных учреждений составляет 56 календарных дней.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
- осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей;
- обследовать детей, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта;
- комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния детей;
- проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
- работать в тесном контакте с воспитателями, взаимопосещать занятия;
- консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;
- вести необходимую документацию;
- способствовать формированию общей культуры личности;
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;
- реализовывать образовательные программы, обеспечивать уровень подготовки детей, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
- соблюдать права и свободы детей, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;
- систематически повышать профессиональную квалификацию;
- участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса.
Логопедические документы для логопункта:
- 1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.
- 2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
- 3. Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.
- 4. Общий план методической работы на учебный год.
- 5. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.
- 6. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.
- 7. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
- 8. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
- 9. Расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела (управления) образования.
- 10. Паспорт логопедического кабинета или картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
- 11. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.
Ведение документации
1. «Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» представляет собой обычный классный журнал установленного образ-ца.
В разделе журнала «Сведения о родителях» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункт и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»).
На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и на каждого ученика, занимающегося индивидуально, -по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа №1 с общим недоразвитием речи (1-й(IY) класс)». На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 16.00- 16.35 час. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы проводимых занятий указываются в соответствии с рабочим планом.) На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.
«Журнал учета посещаемости» заполняется в начале каждого занятия. Отметкой (+) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой (н) отмечаются его отсутствие. Оценки работы учеников в «Журнал учета посещаемости» не ставятся.
Примечание: если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом классного руководителя и родителей ученика.
2. «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся».
Логопед использует любую тетрадь, разграфленную соответствующим образом. Журнал обследования заполняется во время собеседования с учеником в ходе предварительного обследования в течение первой недели сентября и во время обследования письменной речи учащихся к концу мая. Во время повторных обследований письменной речи учеников в период каникул в журнал вносятся дополнения.
При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т. п.) В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, то отказ также фиксируется в графе «Примечания».
После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ученик выпущен.
«Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» может вестись несколько лет, это позволяет отследить динамику коррекционной работы, эффективно или нет были использованы приемы и методы по преодолению нарушения.
3.«Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся» заполняется во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая. Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то они своевременно вносятся и в « Речевую карту». Заключение о выпуске ученика или продолжении занятия с ним коррекционной работой в конце учебного года из «Речевой карты» заносятся в «Журнал учета посещаемости» и «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся»
Сборник сказок "Веселый язычок"
Методическое пособие школьного логопеда
Сборник сказок "Веселый язычок"